Драматическая поэма по отечественной мифологии
Часто ли вы задумываетесь о том, что хорошо знакомые персонажи — Иван-дурак, Змей-Горыныч, Елена Прекрасная, Чудо-Юдо — не просто воспоминания из детства, а матрица нашего коллективного национального сознания? Они сотворены фантазией далеких предков, но по-прежнему их характеры узнаваемы, а типажи актуальны. В спектакле любимый в народе младший сын, вечный Иванушка, отправляется на поиски правды и встречает на своем пути, полном приключений, множество героев. Гора-Богатырь рассуждает о пользе созерцания вместо подвигов, Кощей Бессмертный проповедует добровольное вымирание человечества, а Баба-Яга ищет простое женское счастье... Время и место действия авантюрной эпопеи постоянно колеблются между фантастикой и реальностью, прошлым и настоящим, сном и явью, «этим светом» и «тем», так что драматические скитания главного героя позволяют задать все насущные вопросы русской души. Отыщет ли герой истину? Не забудет ли свою возлюбленную Марью Моревну? Привезет ли домой желанную Жар-птицу? Национальный сюжет-миф постановщики превратили в головокружительное и напряженное музыкальное странствие, в отечественную «Одиссею».
Режиссёр Андрей Прикотенко:
«Русские былины, сказки, легенды, на первый взгляд, — это набор разрозненных произведений, но, охватывая их целостным взглядом, мы получаем впечатление единой национальной мифологии. Кажется, что у нас есть свой эпос — «Илиада», «Калевала», «Песнь о Нибелунгах», словно рассыпавшийся на буквы. Спектакль «Русская матрица» — это попытка соединить разобранный пазл. Центральной фигурой становится, конечно же, Иван-дурак — наш отечественный Пер Гюнт, Зигфрид, Робин Гуд, но в то же время абсолютно оригинальный тип. Он — совершенно иррациональное существо, сквозь сложность и прелесть характера которого мы и ощущаем русскую матрицу. У него нет четких целей и мотивов, он живет сиюминутным образным ощущением реальности, его история — поиск света в постижении тьмы. Сложно себе представить русское путешествие без ощущения бескрайней степи, равнины, взгляда, уходящего за горизонт, и сценическое пространство спектакля волшебным образом передаст это чувство бесконечного и бескрайнего простора. Невозможно вообразить странствие по русскому мифу и без характерного отечественного музыкального лада, того, что возникает, когда мы начинаем напевать внутри себя русские мотивы. Они способны наполнить сюжет музыкальностью до такой степени, что могут превратить спектакль почти в мюзикл».
Режиссёр, автор текста: Андрей Прикотенко
Действующие лица и исполнители: Иван — н.а. России Сергей Мигицко, Фёдор Пшеничный; Марья Моревна / Алёша — Дарья Циберкина; Отец — Виталий Куликов; Белый Полянин — Марк Овчинников; Жена Белого Полянина — Анастасия Самарская; Мужичок — з.а. России Александр Новиков; Богатырь — Олег Андреев; Жена Богатыря — Галина Журавлёва; Воробей — Антон Багров, Иван Батарев, Фёдор Пшеничный; Добрыня / Волк — Антон Багров, Александр Крымов; Баба-Яга — Юстина Вонщик; Жар-птица — Александра Камчатова; Кош — з.а. России Светлана Письмиченко; Змей — Максим Ханжов; Долмат / Посол — Роман Баранов; Хавро / Царь — Владислав Ставропольцев
Премьера: 23 ноября 2018
Продолжительность: 2 часа 50 минут (с одним антрактом)